Научно-практическое образование

А.В.Леонтович, к. психол. н.

 

Осуществление модернизации отечественного образования на первое место выдвинуло вопросы, связанные с развитием учащегося как творческой личности, способной к самовыражению и одновременно отвечающей требованиям мировой информатизации, инновационной экономике и  задачам социализации в  обществе.

ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568), проект Федерального государственного образовательного стандарта и Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») одной из главных приоритетных целей называют удовлетворение изменяющихся образовательных запросов общества и инновационной экономики.

Реализация поставленных целей и задач  будет ре?аться путем обновления содержания и технологий образования. В этой связи в ?колах, домах детского творчества будет усиливаться роль проектной, проектно-исследовательской деятельности, научно-технического творчества и других видов продуктивного образования (так, в проекте ФГОС для стар?ей ?колы введен отдельный модуль – «индивидуальный проект»).

Особенности научно-технического творчества заключаются, прежде всего, в том, что оно, опираясь на результаты исследовательской деятельности, конечной целью имеет нахождение способа применения научных данных в практической деятельности человека, связанной с разработкой, созданием и эксплуатацией технических устройств и систем.

Отсутствие на государственном уровне единой концепции и программы развития научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности детей и молодежи, не способствует быстрей?ему процессу обновления образования, которое продиктовано перспективами развития инновационной экономики. Дополнительные сложности возникают и в связи с отсутствием единого понятийного аппарата на  виды практико-ориентированной образовательной деятельности, что приводит к проблемам в построении единой системы организации, поддержки и контроля за развитием творческих  форм образовательной деятельности в учреждениях образования.

В связи с этим мы предлагаем говорить о научно-практическом образовании, предполагающее качественную базовую подготовку по основным научным дисциплинам (в том числе гуманитарным (философия, юриспруденция, культурология и др.), которая обеспечивает высокие стартовые возможности в овладении профессией;  освоение научного метода и навыков проектной работы;  освоение навыков презентации результатов собственной работы и продвижения их на рынок как значимых  для общества продуктов.

?стория вопроса

В на?ей стране существуют богатые традиции в развитии  направлений творческой деятельности обучающихся. Эта работа имеет свою выраженную специфику и сильно отличается от аналогов на Западе.

В СССР создавались специальные институты для этой работы: учреждения вне?кольного (ныне – дополнительного) образования; только в последние годы такое творчество получило развитие на базе учебно-воспитательных центров, лицеев и гимназий.

Среди направлений дополнительного образования видное место всегда принадлежало научно-техническому творчеству детей и молодежи. Основы массовой системы проектно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества учащихся были заложены в первые годы советской власти. В 1919 г. А.В.Луначарский говорит о «вне?кольном техническом образовании»,  «научном творчестве». Эти получило развитие в рамках концепции трудовой ?колы. В 1926 г. в Москве создается первая станция юных техников, в последующие годы такие учреждения были созданы во многих городах СССР, в 1930-е годы организуются: детская железная дорога (Тбилиси), детская водная станция (Архангельск), впоследствии были созданы: детская железная дорога, детская автотрасса (Москва) и т. д.

Послевоенные годы отличались развитием движения научных обществ учащихся (НОУ). В 1975 г. в Москве состоялся Первый Всероссийский слет актива научных обществ, в котором приняли участие представители более 300 НОУ РСФСР. В 1979 г. ко Второму слету в Челябинске в стране работало около 3000 НОУ.

В СССР был выпущен целый ряд документов, направленных на развитие этого направления.

Достаточно привести следующие:

Приказ Наркомпроса РСФСР № 232 от 26 февраля 1941 года «Об организации механических кружков «Юный техник» во всех ?колах»; циркулярное письмо от 5 марта 1941 года «О мерах по улуч?ению организации смотров и олимпиад детского творчества».

Приказ № 596 от 20 сентября 1947 г. «О развитии детского технического творчества в ?колах, вне?кольных детских учреждениях и детских домах».

Постановление Минпроса СССР, ЦК ВЛКСМ, ВС НТО и ВО «Знание» от 1 апреля 1977 г. –  «Положение о научном обществе учащихся»

Положение о структуре и руководящих органах единой общественно-государственной системы научно-технического творчества молодежи. Ре?ение ЦК КПСС от 25.06.1986 г.

Положение о центре научно-технического творчества молодежи. Постановление ГКНТ СССР,  Госплана СССР,  Госкомтруда СССР, Минфина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 28.01.1987  г.

В последние два десятилетия на государственном уровне практически не разрабатывалась нормативная база по вопросам научно-практической деятельности обучающихся. Вопросы нормативов материально-технической обеспеченности направлений дополнительного образования отданы  субъектам РФ.

За последние два десятилетия резко снизился удельный вес кружков научно-технического творчества в дополнительном образовании детей. В 2010 г. в системе Департамента образования города Москвы количество учащихся, занятых этим видом деятельности составляла ли?ь 3% от общего контингента учащихся,  занятых в дополнительном образовании столицы.

Важным ?агом в государственной политике страны стали инициированные Росмолодежью  два крупных всероссийских мероприятия, направленных на  выявление и продвижение талантливой молодежи и их  включение в наукоемкие инновационные отрасли промы?ленности страны. Это – Российский молодежный инновационный конвент и  Всероссийский молодежный инновационный форум на Селигере, которые стартовали почти одновременно в 2008 г. и 2009 г.

Выставки технического творчества учащихся, проходив?ие на ВДНХ с 1966 по 1988 год, вновь были возобновлены с 2001 года в новом формате.

Понятия

Понятие «научно-техническое творчество молодежи» было введено и ?ироко распространилось,  завоевав всеобщий характер, после постановления ЦК КПСС 1986 года. О.В. Кры?натовская в статье «Бизнес-элита и олигархи: итоги десятилетия» пи?ет[1]: «система научно-технического творчества молодежи  (НТТМ)  должна была включить интеллектуальный потенциал молодежи в  «рас?ивание»  узких мест на производстве,  создание и освоение новой техники и технологии.  Сами центры НТТМ,  функционировав?ие на основе хозяйственного расчета,  должны были строить свою работу через договоры с предприятиями.  Предполагалось,  что в перспективе они станут экспериментальными и внедренческими организациями,  посредниками между молодежными творческими коллективами, производством и «боль?ой наукой». Центры НТТМ создавались при комитетах ВЛКСМ и курировались партийными организациями. Работа ЦНТТМ стала главным механизмом высвобождения наличных денег в советской экономике; накопления первоначального капитала и формирования класса крупных бизнесменов. Таким образом,  можно утверждать, что термин «НТТМ» получил распространение и известность именно благодаря глобальности этого движения в конце 1980-х годов; однако это движение не выполнило декларировав?ихся задач – повы?ения эффективности экономики, а стало только ли?ь механизмом ее капитализации.

В предыдущий период в системе образования применялись другие термины – «детское техническое творчество», «техническое творчество учащихся» и др. Эти понятия отражают образовательный контекст этого подхода: обучения, освоения новых знаний и получения практических результатов в процессе индивидуальной предметной деятельности.

В середине XX века перед учреждениями, реализующими программы технического творчества ставились задачи мотивации учащихся к инженерным профессиям, раннего выявления и профориентации талантливых в этой сфере учащихся.

Современные требования к будущим специалистам в самых разных областях науки и техники предполагают рас?ирение традиционной сферы НТТМ. При этом целесообразно говорить о сфере научного и технического творчества учащихся, которая включает творческую деятельность в области естественных и гуманитарных наук,  а также о формах и методах работы в этой сфере, определяемых научно-практическим  образованием. В рамках последнего применяются исследовательская и проектная деятельность на основе фундаментальных научных знаний, получаемых учащимися в ?коле по программам повы?енного уровня.

При этом научно-практическое образование предполагает функционирование ?ирокой сети творческих коллективов начального и среднего уровня, обеспечивающих ?ирокий охват учащихся и формирование мотивирующей среды для занятий на повы?енном уровне сложности.

Основные задачи научно-практического образования: развитие субъектной позиции учащихся; формирование научной картина мира, развитие навыка создания и осуществления проектов, освоение элементов научного метода познания, приобретение технических и технологических знаний и навыков, мотивация на профессиональное самоопределение в области науки и техники, развитие навыков рефлексии собственной деятельности.

Важной особенностью научно-практического образования является наличие в нем гуманитарного компонента, позволяющего задать смысл собственной деятельности в области технического  и иного творчества, выработать у учащихся нравственные нормы и императивы этой деятельности.

Таким образом, научно-практическое образование предполагает:

  • · качественную базовую подготовку по основным научным дисциплинам (в том числе гуманитарным (философия, юриспруденция, культурология и др.), которые позволяют выявить личностный смысл будущей профессиональной деятельности каждому учащемуся);

· освоение научного метода и навыков проведения самостоятельного исследования;

· освоение навыков проектной работы;

· освоение навыков презентации результатов собственной работы и продвижения их как значимых продуктов для общества.

?сследовательская деятельность учащихся — деятельность, направленная на получение учащимися субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода. Предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Предметное содержание исследовательской деятельности учащихся: история и методология научного познания; история жизни и деятельности выдающихся ученых; представление об общей систематике современной научной картины мира; представление о проблематике и методах современных научных исследований; фундаментальные знания по ?кольным предметам избранной образовательной области, умение построить самостоятельное исследование, способность оценивать ход и результаты проведенного исследования, навык работы в коллективе и др.

Общетехнические и технологические знания и умения: навык проектирования и реализации цикла исследовательской деятельности от выделения проблемы до представления результатов; умение применять методики и знание границ применимости каждого метода; навык организации эксперимента; навык анализа информации, информационного поиска.

Важно отметить, что исследовательская деятельность учащихся основывается на научном методе, основные принципы которого применяются как в области естественных, так и в области гуманитарных наук, поэтому предметом исследовательской деятельности могут быть как проблемы физики, экологии, химии, геологии и др., так и истории, лингвистики, искусствознания, фольклористики и др.

Проектная деятельность учащихся – деятельность, направленная на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных; совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности. Результаты учебного проекта – самостоятельно разработанные и изготовленные изделия, (услуги) от идеи до ее выполнения, обладающие субъективной или объективной новизной и выполненные под контролем и с консультированием педагога. Проекты, в зависимости от характера этих новых объектов, делятся на инженерные (установки, постройки), информационные (сайты, сети), социальные (новые представления у людей), макеты и др.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Научно-техническое творчество учащихся представляет собой вид деятельности, состоящий в теоретическом ре?ении и материальном воплощении какой-либо технической задачи в виде технических проектов, макетов, моделей и опытных образцов, обладающих объективной или субъективной новизной. При этом осуществляется поиск, разработка и применение оригинальных способов ре?ения поставленных научно-технических задач, имеет прикладные цели и направлено на удовлетворение практических потребностей человека. Под ним понимают поиск и ре?ение задач в области техники на основе использования достижений науки.

Предметное содержание научно-технического творчества: история развития науки и техники, появления открытий и изобретений; достижения и методы работы знаменитых ученых и конструкторов, технологов и испытателей, других специалистов; теоретические знания о природе и технике; фундаментальные знания по образовательным предметам естественнонаучного цикла (математика, физика, химия, астрономия, биология) и  черчения как составляющей образовательной области «технологии».

Общетехнические и технологические знания и умения: особенности профессий и специальностей в науке и технике; общетехнические закономерности, лежащие в основе устройств, принципов действия и управления применяемых станков и оборудования, измерительных инструментов и приборов, электронной техники, компьютеров и периферийных устройств; навыки конструирования, моделирования, ре?ения нестандартных технических задач, изобретательства; навыки технического мы?ления; навыки разработки и чтений технической документации, информационного поиска.

Функции и различия

Научно-практическое образование имеет  различные функции в отно?ении различных контингентов учащихся. Это предполагает различные цели ее реализации, методическую базу, результаты, методы их диагностики. Вместе с тем эти три подсистемы должны быть тесно связаны.

  • Становление элементов научно-технической культуры у всех учащихся. Это предполагает организацию массового научно-практического образования в общеобразовательных учреждениях с целью повы?ения внимания детей и молодежи к этой сфере, развития у учащихся начальных знаний, умений, навыков в области проектной, исследовательской деятельности и научно-технического творчества.
  • Выявление и развитие талантливых и одаренных в различных  областях науки и техники учащихся. Такая работа требует современной материально-технической базы и квалифицированных педагогических кадров; рас?ирения связей с учреждениями науки, высокотехнологичными производственными предприятиями; создание интегрированных образовательных комплексов, обеспечивающих эффективные траектории профессионального самоопределения таких учащихся на базе ведущих учреждений дополнительного образования детей, лицеев, гимназий.
  • Организация продуктивного свободного времени ?кольников и молодежи, что связано с необходимостью становления культуры проведения собственного свободного времени у населения средствами научно-практического образования. Это предполагает создание возможностей для занятий научно-техническим творчеством, исследованиями в коллективах учреждений дополнительного образования, по месту жительства и т. д.;
  • Включение сферы научно-технического творчества учащихся в ?колах и учреждениях дополнительного образования в непрерывную цепочку социализации, личностного и профессионального роста молодых людей в востребованных экономикой секторах образования и рынка труда

Таким образом, можно констатировать, что исследовательская, проектно-исследовательская деятельность, научно-техническое творчество учащихся являются продуктивными подходами в современном образовании, которые позволяют мотивировать учащихся к познавательной деятельности, способствуют индивидуальному развитию творческих способностей, что отвечает задачам общего образования, а также дают возможность выявить, создать условия для развития и выбора в дальней?ем сферы профессиональной деятельности талантливым и одаренным в сфере науки и техники детям, тем самым,  способствуя подготовке кадров для инновационной экономики страны.

При этом исследовательская деятельность направлена на освоение аналитических навыков, выявление и анализ проблемных ситуаций и информации, освоение методов получения представлений об объектах и явлениях. Она имеет дело и с естественными, и с гуманитарными науками на основе общего для них научного метода. Включение гуманитарных наук позволяют выявить роль и место науки и технического знания в жизни современной цивилизации, что способствует становлению у учащихся ?ирокого мировоззрения, позволяет самоопределяться в разнообразных жизненных ситуациях. Поэтому исследовательская деятельность позволяет сформировать общие (ключевые) компетентности учащихся.

Научно-техническое творчество носит более прикладной характер; связано с реализацией практических проектов преимущественно в сфере техники и технологий, которые осуществляются на основе знания научных методов и использования технических устройств и направлено на формирование навыков адекватного и продуктивного планирования деятельности с целью достижения заранее спланированного результата. Научно-техническое творчество направлено преимущественно на формирование межпредметных и предметных компетентностей в области естественных наук, техники, технологий; является главным средством профильного обучения и предпрофессиональной подготовки.

Организация ?сследовательской деятельности учащихся (презентация доклада на семинаре в ГБОУ СОШ №399) 


Комментарии запрещены.