Первые ?аги

Одним из наиболее популярных методов обучения в современной ?коле является проектирование. С одной стороны проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энергетических затрат, глубокой и целенаправленной подготовки специалиста-координатора. С другой стороны, именно она несёт глубокие смыслы для самого юного проектанта: позволяет удовлетворить детскую любознательность, повысить степень осознанности в познавательной деятельности, открыть ребенку разнообразие явлений окружающего мира, реализоваться личности ребенка, дает ребенку возможность поверить в свой успех. Это в свою очередь становится для учителя мотивирующим фактором, который заставляет задуматься над проблематикой такого вопроса, как включение современного ?кольника в проектную и научно-исследовательскую деятельность.

Статистикой подтверждается, что учащиеся удерживают в памяти:

  • 10 % от того, что они читают,
  • 26 % от того, что они слы?ат,
  • 30 % от того, что они видят,
  • 50 % от того, что они видят и слы?ат,
  • 70 % от того, что они обсуждают с другими,
  • 80 % от того, что основано на личном опыте,
  • 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают,
  • 95 % от того, чему они обучают сами (Felder, 1988).

Данные исследования впечатляют. Ведь именно в проектной деятельности ребенок приобретает ценней?ий опыт – опыт «обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих – наставника.

В проектной деятельности активно задействуются все четыре механизма (по Б.Ананьеву) развития личности: общение, деятельность, познание, рефлексия.

Проект – это план, замысел. Творческий проект – процесс поэтапного осмысления и поэтапной разработки ре?ения проблемы в качественно новой форме, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

В современной образовательной практике относительно проектной деятельности учащихся начальной ?колы возникает целый ряд вопросов:

  • С какого возраста ребенка можно включать в проектную деятельность?
  • Как грамотно выстроить момент вхождения ребенка в проектную деятельность?
  • Какова степень осмысленности и самостоятельности ребенка в проектируемом вопросе?

Действительно, исследуя нюансы включения ребенка в проектную деятельность, отмечаем, что в силу ряда специфических особенностей (возрастное и индивидуальное развитие) возникает множество трудностей.

Среди них наиболее ярко выделяются следующие:

  • у ребенка млад?его ?кольного возраста недостаточно развита аналитичность мы?ления, отсюда и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от несущественного;
  • млад?ие ?кольники испытывают коммуникативные затруднения, а тему следует раскрыть, всесторонне обосновать, ответить на поставленные вопросы;
  • эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям.

В связи с вы?есказанным проектная деятельность может показаться многим (относительно данного возраста) несерьёзной, игровой. Но здесь возникает противоречие, т.к. именно этот возраст потенциален для закладки фундаментальных основ исследовательской деятельности и мотивационной ориентации ребёнка. Вопрос заключается ли?ь в правильном подборе методов и приёмов формирования исследовательской компетенции, адекватных возрастным особенностям млад?его ?кольника.

С учётом специфики развития ребенка в млад?ем ?кольном возрасте была разработана технология включения детей в проектную, исследовательскую деятельность. Технология получила название «Первые ?аги в проектной деятельности». Условно она подразделяется на три этапа, каждый из которых несёт свою смысловую нагрузку.

Этап 1 – Пропедевтический.

Подготовительную работу необходимо начинать с первых дней ребёнка в ?коле. На данном этапе ?ироко используются различные исследовательские задания, поисковые задачи, проблемные ситуации. То есть задания, содержащие проблему, ре?ение которой требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них. Ре?ение таких задач может быть сначала коллективным, а впоследствии индивидуальным. Совместная деятельность и общение позволяют обеспечивать реальный психологический контакт между учениками: формировать положительную мотивацию обучения; создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и общих раздумий.

Одним из наиболее успе?ных приёмов используемых на данном этапе является приём «Страна вопросов». В реализации данного приёма предлагается применять игровые ситуации, в которых мы отправляемся в непознанный мир, где боль?е вопросов, чем ответов. Такая минутка организуется практически на каждом занятии. Ребята сами формулируют вопросы по изучаемой или изученной теме, задают новые проблемные ситуации, на которые не всегда возможно ответить сразу, а следует поразмы?лять, поискать ответы в соответствующей литературе, узнать у компетентных людей или провести собственное исследование.

Также в этот период рекомендуем использовать авторскую технику «Создай и поиграй», где сами ребята совер?ают свой самый первый ?ажок в проектировании – они проектируют для себя игру, создают её от начала и до конца, сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Получив в качестве продукта игру, ребята используют её в своих развлечениях. Подробно техника «Создай и поиграй» описана в приложении 3.

Отметим, что в работе на данном этапе ребенок накапливает опыт проблематизации того или иного вопроса, поиска информационных ресурсов, а также развивает способность видеть вариации ре?ений проблемы.

Этап 2 – Мотивационный.

На данном этапе удерживаем два плана работы: мотивация учащихся и мотивация их родителей, которые становятся отличными помощниками и первыми экспертами для детей. Родители учащихся – это на?и союзники. Приёмы мотивации разнообразны. В качестве примера предлагаем ва?ему вниманию «Письмо-обращение к родителям будущего исследователя» (приложение 2). Задача учителя на данном этапе: создать ситуацию сотрудничества, в которой каждый занимает активную субъектную позицию, чувствует комфортность, сопричастность, а деятельность строится на основе совместности и партнерства.

На данном этапе рекомендуем учащимся вести дневник юного исследователя «Мои открытия» (приложение 1). В приложении отражены некоторые задания из дневника с методическими рекомендациями для учителей. Все задания были успе?но апробированы, помогают детям гармонично войти в мир исследований и проектирования, выстроены с учетом возрастного и индивидуального развития.

Дискуссионный клуб «Открытие», в который включаются ребята в этот период, направлен на формирование у каждого из них позиции

«Я – исследователь», на понимание основ исследовательской деятельности, на мотивацию занять активную жизненную позицию относительно тех проблем, которые ребёнок способен актуализировать для себя в данном возрасте.

Этап 3 – Первые пробы.

Самым ценным на данном этапе становится создание для каждого ситуации успеха, ведь для того, чтобы вырастить красивей?ий сад необходимо сначала разработать участок и посеять семена, а затем довольно продолжительное время холить и лелеять всходы. Важно постоянно помнить, что каждый ребёнок – это уникальность, которая раскрывается в рамках проектной деятельности и демонстрирует мир собственных увлечений, интересов, хобби.

Этап содержит несколько взаимосвязанных приёмов, форм и методов:

  • Дискуссионный клуб «Открытие», где обсуждаются вопросы: Кто такой исследователь? Какими качествами исследователя хотел бы обладать каждый? Каковы представления о себе в будущем? Каковы личные интересы каждого из нас? Какими необычными знаниями хочется поделиться с одноклассниками? и т.п. (по материалам заданий из дневника исследователя, приложение 1).
  • ?ндивидуальные консультации учащихся, где ребенок может получить компетентную помощь и поддержку в поиске ответов на возникающие вопросы.
  • Серия форумов юного исследователя-проектанта, которые направлены на презентацию первых проектных идей, вскрытие проблематики, обмен опытом, а в дальней?ем на защиту проектов учащихся. После форумов следует ряд мероприятий, которые разрабатываются и реализуются самими детьми в рамках их собственных проектов. Следует отметить, что ребята охотно откликаются на совместные творческие дела, на со-поддержку в реализации проектов, активно участвуют, помогают продвигаться друг другу, а если возникают у кого-то затруднения, то в режиме «Мозгового ?турма» подсказывают направления дальней?его движения.
  • Процедуры анализа и выхода на новый проект.

Два ведущих вопроса, которые задаёт себе каждый ребёнок:

  • Что особенно удалось мне в проекте и хочется взять с собой?
  • Каково развитие моего проекта?

Все описанные вы?е этапы используются комплексно и призваны обеспечить дальней?ую работу ребенка в проектном режиме. Отметим, что в классе, где реализуется данная технология, боль?инство учащихся увлечённо разрабатывают и реализуют собственные проекты, как в рамках тематик по учебным дисциплинам, так и во вне учебном пространстве. Ребята активны, заинтересованы, инициативны, зачастую проявляют достаточно высокую степень самостоятельности, креативны.

Резюмируя вы?еизложенное, отметим, что в современной образовательной практике детям предлагается участие в НОУ уже в млад?ем ?кольном возрасте. Но чтобы этот процесс был гармоничным, доступным, понятным самому проектанту, подготовку, на на? взгляд, необходимо начинать заблаговременно (буквально с первых дней пребывания ребенка в ?коле) и выстраивать ступенчато, по принципу «от простого к сложному». Велика роль педагога, который в свою очередь должен не занимать жестких позиций, а непринужденно информировать детей об исследовательской деятельности, мотивировать на проектирование. Учительская функция сопровождать, помогать, поддерживать, консультировать, экспертировать, организовывать ситуации успеха и развития. Не следует забывать и о том, что в млад?ем ?кольном возрасте при построении работы с ребёнком необходимы: частая смена видов деятельности, разнообразие форм, методов, приёмов работы, увлекательные задания, поощрение каждого, создание ситуаций успеха, а главное, сюрпризность каждого ?ага.

Помните, что творческий учитель рождает творческого ученика!

Комментарии запрещены.