Нормативные документы

ПОЛОЖЕН?Е

о проектно – исследовательской деятельности

1. Общие положения
1.1. Проектная деятельность учащихся организуется с целью повы?ения эффективности обучения на принципах проблемного деятельностного подхода и с целью подготовки учащихся к успе?ной деятельности в информационно и технологически насыщенном мире.
1.2. В своей деятельности ?кола руководствуется законом РФ «Об образовании», документами ?колы и настоящим положением.
2. Задачи проектно-исследовательской деятельности
2.1. Задачи проектно-исследовательской деятельности:
- обучать планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные ?аги по достижению поставленной цели на протяжении всей работы);
- формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- формировать умение анализировать;
- научить составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- формировать позитивное отно?ение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
3. Организация проектной работы учащихся
3.1. В проектную деятельность включаются учащиеся 4-11 классов.
3.2. Учащиеся 8,10 классов в обязательном порядке осуществляют проектно-исследовательскую деятельность и представляют свою работу в качестве экзаменационной. Защита данной работы производится в сроки, установленные для сдачи экзаменов по выбору.
3.3. Направление и содержание проектно-исследовательской деятельности определяется учащимися совместно с руководителем.
3.4. Процесс работы над проектом осуществляется через ряд последовательных этапов (подготовительный, технологический, презентативный, заключительный этапы).
3.5. Процесс подготовки проектов является планомерным и регулируемым. Общее руководство проектной работой в ?коле, ее координация, контроль за выполнением этапов, а также методическая и организационная помощь на каждом этапе осуществляются заместителем директора по учебно-методической работе. Проектную деятельность учащихся непосредственно организуют и руководят ею учителя, педагоги дополнительного образования, психолог.
3.6. Виды проектов:
?сследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные, практико-ориентированные.
3.7. Формы проектов:
Проект может иметь одну из следующих форм:
- информационно-реферативная работа, написанная на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы;
- проблемно-реферативная творческая работа, предполагающая сопоставление данных нескольких литературных источников, их анализ, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы;
- экспериментальная – описывает научный эксперимент, имеющий известный результат;
- натуралистические и описательные, направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления;
- исследовательская – творческая работа, выполненная при помощи корректной, с научной точки зрения, методики, имеющая собственный экспериментальный материал, на основании которого дается анализ и выводы о характере исследуемого явления;
- практическая работа, основной целью которой является не только разработка проблемы, но и ее реализация
- изобретение или создание макета какого-либо объекта или системы
- презентация плана проведения какого-либо мероприятия или новой общественной организации
3.8. Проект может быть по содержанию как предметным, так и межпредметным, социальным и др.
3.9. Формами отчетности проектной деятельности являются доклады, презентации, инсценировки, игры, видеофильмы, фоторепортажи, стендовые отчеты и т.д.
3.10. Ежегодно в феврале проводится ?кольная конференция, на которой производится презентация и защита проектных работ.
3.11. Для проведения конференции  создаётся специальная комиссия, в состав которой могут входить преподаватели, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения, преподаватели вузов и иные квалифицированные работники.
3.12. Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности конкретного обучающегося, определяет победителей конкурса проектных и исследовательских  работ.
3.13. Состав специальной комиссии определяется  Методическим советом образовательного учреждения. Количество членов комиссии не должен быть менее 3-х и более 7 человек.
3.14. По ре?ению специальной комиссии луч?ие работы учащихся могут быть поощрены дипломами и ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы и конкурсы муниципального, регионального уровня.
3.15. Защищённый проект не может быть полностью использован в следующем учебном году в качестве отдельной проектной работы. Возможно ли?ь использование отдельных материалов для осуществления новой проектно-исследовательской работы.
3.16. В общеобразовательном учреждении организуется фонд проектно-исследовательских работ, которым (при условии сохранности этих работ) могут пользоваться как педагоги, так и обучающиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью.
4. Основные характеристики проекта.
4.1. Тема проекта должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта.
4.2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы.
4.3. Требования к оформлению титульного листа изложены в приложении 1.
4.4. Введение включает в себя ряд следующих положений:
- любой проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;
- далее устанавливается цель работы; цель – это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;
- формулируются конкретные задачи, которые необходимо ре?ить, чтобы достичь цели;
- далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
- завер?ают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость».
4.5. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй – экспериментальный (практический).
4.6. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, ре?ены ли задачи.
4.7. Общие требования к оформлению исследовательских работ

Работа выполняется на листах стандарта А 4, ?рифтом Times New Roman, размером ?рифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.

Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.

Рекомендуется тексты заголовков выполнять одинаковым ?рифтом.

Страницы в проекте  считают с титульного листа, нумеруют со второго.

Все сокращения в тексте должны быть рас?ифрованы.

Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен превы?ать 15 ма?инописных страниц.

Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – римскими цифрами.

Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке по фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

5. Процедура защиты проекта, представление на конкурс или на итоговую аттестацию

5.1. Не позднее, чем за две недели до установленного срока проект предоставляется руководителю проекта.

5.2. Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.

6. Критерии оценки проекта

6.1. Оценка проекта основывается на:

- уровне сложности выбранной работы;

- соответствии содержания теоретической, практической и экспериментальной частей проекта поставленной цели и задачам;

- лаконичности выступления при защите;

- четкости ответов на поставленные вопросы;

- актуальности выбранной темы, ее практической значимости и новизне.

Комментарии запрещены.