Первый ?аг в науку – НОУ «Кассиопея»

Литвинов О. В., Мерзляков О. В.

ГОУ СОШ №399 ВОУО ДО г. Москвы

 

До недавнего времени считалось, что исследовательские способности для боль?инства учеников не нужны. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни млад?их ?кольников отличается огромным стремлением  к творчеству, познанию, активной деятельности.

Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. ?сследовательское поведение – один из важней?их источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии – «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся  – это составная часть обучения и воспитания ?кольников.  Мы считаем, что очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить на?им ученикам возможность самореализоваться  в различных областях, в том числе в научно- исследовательской деятельности.

В ?коле  сложилась определённая система работы и накопился опыт научно-исследовательской деятельности, на основе которой разработали положение НОУ действующее в рамках ?кольного самоуправления. Членами НОУ являются учащиеся 1-10 классов, изъявив?ие желание участвовать в работе одной-двух секций общества.

Кроме того, ученики получают  дополнительную научную  информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только ?кольной программы, но и в дальней?ем обучении в выс?их учебных заведениях.

В  структуру НОУ «Кассиопея» входят 7 предметных секций. Организационная структура научного общества учащихся ?колы выглядит следующим образом.

Управляют работой НОУ администрация ?колы, учителя предметники и учёные с НПП «Геофизика–космос». Непосредственно с ними работают руководители предметных секций – ученики стар?ей ?колы. Они регулируют деятельность секций – проводят исследования и организовывают защиту проектов на начальном этапе.

В октябре 2009г. про?ло первое открытое заседание научного общества учащихся «Кассиопея». В апреле 2010 году в глобальной сети, на страницах ?кольной социальной сети, была организована группа с аналогичным названием, в задачи которой входит объединение учащихся различных ?кол и городов с помощью сети ?нтернет. На базе этого ресурса предполагается организация дистанционного, непрерывно действующего, фестиваля НТТМ. В этом году на?а ?кола приняла активное участие в фестивале НТТМ на различных уровнях и площадках.

 

При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.

Ожидаемым результатом явилось интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, на?а работа для ученика имела следующие результаты:

  1. Умение работать с информацией.
  2. Опыт целеполагания.
  3. Ребёнок приобрёл опыт планирования.
  4. Рас?ирение кругозора.
  5. Развитие мы?ления.
  6. Развитие эмоциональной сферы.
  7. Опыт публичного выступления.

 

В рамках этой работы мы на?ли заинтересованных партнеров, научно-производственное объединение «Геофизика- Космос». Также как и ?кола, заинтересованная в рас?ирении возможностей по подготовке к современной жизни своих воспитанников, современное высоко интеллектуальное производство также нуждается в «выращивании» профессиональных кадров, подготовке квалифицированных специалистов. Объединение усилий ?колы и производства позволяет ре?ить комплексно проблему вовлечения учащихся в реальную исследовательскую и предпринимательскую деятельность, формирования ключевых компетенций учащихся.

Создание новой образовательной среды связано с активным трехсторонним сотрудничеством на?ей ?колы с рядом Вузов ( М??ГАиК, ?нститут инженерной экологии) и научно-производственным предприятием «Геофизика – Космос». На базе Научного общества на?ей ?колы создана группа учащихся, интересующихся новей?ими разработками в области космических исследований, занятия с этими ребятами будет осуществлять преподавательский состав Вузов в рамках элективных курсов, а научные сотрудники предприятия будут осуществлять руководство практической работой ребят, привлекать их к современным исследованиям, продвижению разработанных проектов. Организация такого взаимодействия позволит познакомить ?кольников с целым рядом фундаментальных научных принципов, действием новых технологий, принципиальными основами устройства современного общества.

Мы видим свое будущее в рамках выстраивания вокруг ?колы зоны проектирования и апробации с участием детей и подростков, новых производств – своеобразной зоны будущего – футурозоны. Надеемся, что этот проект даст возможность осуществления технологического синтеза науки, образования, промы?ленности, экономики, политики, экологии.

Реализация на?его проекта позволит успе?но ре?ить ряда задач, поставленных в Городской целевой программе «Столичное образование – 5», а именно:

- построение современной модели образования, ориентированной на ре?ение задач инновационного развития экономики;

- внедрение технологий системно-деятельностного, компетентносно ориентированного подхода для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования).

 

Комментарии запрещены.