Техническое творчество

«Наукой надо начинать заниматься не в 30-40 лет, а когда тебе пятнадцать…»

А. Н. Велихов вице-президента АН СССР

Научно-техническое творчество всегда связано с открытиями и изобретениями. Для ребенка процесс познания окружающего мира начинается с огромного количества личных открытий. Почему день сменяется ночью? Почему вода мокрая?.. ? еще миллион «почему». Но ребенок растет и хочет быть не только пассивным наблюдателем, но и активно воздействовать на окружающий мир. Он вступает в пору изобретательства. А как сделать, чтобы стрела далеко полетела? А как научиться двигаться быстрее? А как изобрести велосипед?.. Говорят, что в ду?е многие великие изобретатели так и оставались на всю жизнь любознательными детьми.
Чтобы сделать процесс познания мира более эффективным на помощь приходит наука. Чтобы сделать на?у жизнь луч?е, используя достижения науки, на помощь приходит техника. Чтобы каждое новое поколение людей не начинало все это делать «с нуля» на помощь приходит образование, которое передает накопленный опыт следующим поколениям.
Таким образом получается, что интерес к творчеству начинается с открытий. А научно-исследовательская работа – это правильно организованная система образования для более эффективного совер?ения открытий.
Логика подсказывает, что научно-техническое творчество должно начинаться с этапа научно-исследовательской работы. Молодой человек должен сначала узнать какой-то объект, понять его, а потом у него может возникнуть желание сделать самому такой же или луч?е. В результате, это должно перерасти в желание овладеть профессиональными компетенциями и может стать осознанным выбором молодого человека своей будущей профессии.

Развитие на?его общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. Стержнем учебной активности выступает ныне умение каждого ученика технически грамотно мыслить, рационально и эффективно работать с информацией. В свою очередь, научно-техническое творчество и изобретательская и рационализаторская деятельность – это и ?кола формирования высоких нравственных качеств человека.

Творчество не зря считается одним из важней?их видов человеческой деятельности. Без него было б абсолютно невозможным развитие человеческого общества, а значит, и его существование. Хоро?ий учитель творчества должен быть одновременно и творцом, и организатором творчества, и ценителем его результатов.

Научное творчество – это вид творческой деятельности, ведущей к созданию принципиально новых и социально значимых духовных продуктов – знаний, используемых в дальней?ем во всех сферах материального и духовного производства. Техническое же творчество – вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов – технических средств, образующих искусственное окружение человека – техносферу; оно включает генерирование новых инженерных идей и их воплощение в проектной документации, опытных образцах и в серийном производстве. Поэтому было бы боль?им упрощением видеть в проектировании простую материализацию научных открытий. Чтобы наука действительно стала непосредственной производительной силой, необходимо добиться более тесной координации научного исследования и инженерного проектирования, ориентации науки на практически значимые исследования и ориентации инженерии на оперативную реализацию научных открытий.

Научно-техническое творчество – это основа инновационной деятельности. Поэтому НТТМ является важней?ей составляющей образования.

Обучение творческому труду – это воспитание нового отно?ения к своей профессии: выработка «поискового навыка», вскрытие причин и следствий несовер?енства организации производства, его техники и технологии, возбуждение и поддержание неуспокоенности от достигнутого результата. Это обучение вырабатывает повы?енный интерес к своей профессии, потребность в постоянном поиске неиспользованных резервов, в ускоренном приведении их в действие через совер?енствование технологии выполняемой работы и улуч?ение (или создание новых) приспособлений, инструментов, макетов и т.д.

Еще 20 -30 лет назад во всех образовательных учреждениях существовали НОУ, назначались руководители кружков научно-технического творчества. Была также моральная и материальная заинтересованность в виде благодарностей, грамот, премий и т.д. Выпускались журналы “Техника молодежи”, “?зобретатель и рационализатор” и другие.

Основной целью НОУ является выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов. Конечно же, главное направление – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов.

Организационно общество построено, как массовое добровольное многопрофильное объединение учащихся, которое является составной частью общей системы работы с учащимися по формированию их познавательной и общественной активности. НОУ обеспечивает единство учебной и внеурочной деятельности, способствует раннему выявлению и развитию дарования. Каждый учащийся может найти себе дело по ду?е.

Первым ?агом возрождения научно-технического творчества молодежи стало участие в выставках. Выставки НТТМ, как мне кажется, дают возможность реализовать творческий потенциал молодежи, воплощение смелых идей в области науки, техники и технологий, это – «путевка в жизнь» для перспективных разработок и неординарных проектов.

Среди основных проблем, возникающих при организации НТТМ были названы: слабая материальная база образовательных учреждений, низкая мотивация преподавательского состава, из-за отсутствия дополнительного финансирования, слабая освещенность данной темы средствами массовой информации.

Для активизации НТТМ были внесены следующие предложения:

  • · продолжить обмен опытом по данной теме,
  • · активизировать связь образовательных учреждений с производством,
  • · привлекать к данной проблеме СМ?,
  • · продолжить работу по организации круглых столов и выставок.

Хотелось бы верить, что всестороннее изучение высказанных проблем и последующие эффективные действия приведут к активизации технического новаторства.

 

Комментарии запрещены.